Концептуальные подходы и программа полимасштабного исследования миграции иностранных студентов в России
https://doi.org/10.37493/2308-4758.2022.4.4
Аннотация
Введение. Студенческая иммиграция рассматривается как одна из наиболее активных форм пространственной мобильности молодежи. Главная задача исследования заключается в разработке концептуальных подходов и программы исследования пространственных особенностей иммиграции студентов в России.
Материалы и методы исследования. Исследование основано на анализе обширных литературных материалов, раскрывающих основные теоретико-методологические положения анализа образовательных миграций. Установлены их сильные и слабые стороны, доказана необходимость выработки новых подходов, связанных с выявлением пространственных аспектов международной студенческой миграции.
Результаты исследования и их обсуждение. На основании ключевых теоретико-методологических положений и выявленных фактов, с учетом собственных предложений и накопленного опыта разработаны концептуальная схема и программа исследования особенностей пространственной дифференциации студенческой миграции в России. В качестве стержневых направлений исследования предложены: выявление пространственновременных особенностей развития и дифференциации процессов, связанных с иммиграцией иностранных студентов на мировом, страновом и регионально-локальном уровнях; установление позиционных факторов оказывающих влияние на принятие решений при выборе мест получения высшего образования за рубежом; раскрытие внутристранового неравенства в распределении иностранных студентов в зависимости от особенностей отдающих стран и принимающих регионов; обнаружение страновых и региональных моделей адаптационного поведения иностранных студентов. В соответствии с логикой разработанной концепции представлена программа исследования пространственных особенностей иммиграции иностранных студентов в России. Пошаговый алгоритм программы исследования включает несколько этапов, отражающих характер и содержание основных решаемых задач.
Выводы. Анализ состояния теоретико-методологической базы по проблеме миграции иностранных студентов позволил установить недостаточность проработанности аспектов, связанных с пространственными особенностями их трансформации и, в частности, адаптации иностранных студентов в принимающих странах. Предложенные концептуальные подходы и программа исследования нацелены на ликвидацию выявленных пробелов.
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. ЩитоваРоссия
Щитова Наталия Александровна, доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии
Ставрополь
В. С. Белозеров
Россия
Белозеров Виталий Семенович, доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии
Ставрополь
И. А. Соловьев
Россия
Соловьев Иван Алексеевич, кандидат географических наук, доцент кафедры социально- экономической географии
Ставрополь
Список литературы
1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Социология и политология. 2012. №4. С. 113–136.
2. Антонова Н.Л., Борзова А.Ю., Булатова Т.А. и др. Образовательная миграция. Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции. Томск: Национальный ис следовательский Томский государственный университет, 2019. 248 с.
3. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.
4. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. №12. С. 54–66.
5. Белозеров В.С., Щитова Н.А., Чихичин В.В., Соловьев И.А. Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации (на примере Северо-Кавказского федерального университета) // Наука. Инновации. Технологии. 2017. №4. С. 79–92.
6. Вартанян А.А. Международная образовательная миграция: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. №2. С. 113–121.
7. Ваулина Т.А., Сахарова К.Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. №400. С. 267–272.
8. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Серия Социология. 2004. №6–7. С. 267–283.
9. Воробьева О.Д., Кулаков В.М., Мкртчян Н.В. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2004. С. 109–124.
10. Габдрахманов Н.К., Бабкина Т.С. Цифровые следы образовательной миграции // Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В. Арменского. М.: Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ, 2019. С. 87–88.
11. Зуева А.С. Международная студенческая миграция: основные понятия, риски и перспективы / III Чтения памяти В.Т. Лисовского: Сборник научных трудов под ред. Т.К. Ростовской, М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. С. 39–43.
12. Краснова Г.А., Арефьев А.Л. Афганские студенты в России // Аккредитация в образовании. 2021. №7. С. 39–41.
13. Лучко О.Н., Мухаметдинова С.Х., Патласов О.Ю. Инструментарий когнитивного моделирования в анализе векторной образовательной миграции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. №6. С. 232–248.
14. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Политология. 2010. №3. С. 123–134.
15. Мичурина Ф.З., Фотина О.В. Тенденции образовательной миграции в составе конструктивных направлений развития высшей школы // Географический вестник. 2019. №2. С. 56–66.
16. Рябиченко А.В., Кузнецова Т.Ю. Университеты Северо-Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве // Балтийский регион. 2012. №3. С. 161–168.
17. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15. №2. С. 420–435.
18. Сафонова М.А. Институционально-исторические основания системы международной студенческой мобильности // Социология науки и технологий, 2012. С. 98–121.
19. Сопнев Н.В., Соловьев И.А. Картографическое обеспечение исследования территориальных особенностей студенческой иммиграции в России // ИнтерКарто. ИнтерГИС, 2022. Т. 28. №2. С. 126–145.
20. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017. С. 219–224.
21. Фурса Е.В., Рогова Т.М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития // Вопросы регулирования экономики. 2012. Т. 3. №3. С. 42–51.
22. Хаджаев З.Ш. Образовательная иммиграция в Россию: сущность и проблемы адаптации // Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития. Серия Демография. Социология. Экономика. 2019. Т. 5. №3. С. 380–386.
23. Шпет Е.Н. Учебная миграция студентов вузов и подходы к ее организации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. №1. С. 94–99.
24. Щитова Н.А., Чихичин В.В. Теоретико-методологические аспекты географического исследования процессов адаптации и интеграции иностранных мигрантов // Наука. Инновации. Технологии. 2016. №4. С. 225–238
25. Alm J., Winters J.V. Distance and intrastate college student migration // Economics of Education Review. 2009. V. 28. P. 728–738.
Рецензия
Для цитирования:
Щитова Н.А., Белозеров В.С., Соловьев И.А. Концептуальные подходы и программа полимасштабного исследования миграции иностранных студентов в России. Наука. Инновации. Технологии. 2022;(4):97-118. https://doi.org/10.37493/2308-4758.2022.4.4
For citation:
Shchitova N.A., Belozerov V.S., Soloviev I.A. Conceptual Approaches аnd the Program of Polimas-Stability Study of Migration of Foreign Students in Russia. Science. Innovations. Technologies. 2022;(4):97-118. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2308-4758.2022.4.4