Автомобильные дороги Чеченской Республики под воздействием обвально-осыпных процессов
https://doi.org/10.37493/2308-4758.2024.3.6
Аннотация
Рассмотрены результаты систематизации и анализа различных источников, содержащих информацию об активности и опасности проявления обвально-осыпных процессов на автомобильных дорогах Чеченской Республики за 2008—2022 гг. Наибольшая обвально-осыпная активизация (c материальным ущербом) на дорогах республики наблюдалась в 2016-2017 гг. Максимальное число случаев активизации было приурочено к весенне-летнему периоду и в основном обусловлено обильными атмосферными осадками. Охарактеризованы условия, причины, активность и опасность обвально-осыпных проявлений на дорогах республики. За изучаемый период времени зафиксировано около 70 таких проявлений (с материальным ущербом), произошедших на автомобильных дорогах, проходящих по территории Веденского, Итум-Калинского и Шатойского административных районов республики. Приведены сведения об активности и масштабах произошедших за изученный период обвально-осыпных деформаций и разрушений полотна дорог в этих районах. Наибольшая обвально-осыпная активизация наблюдалась на дорогах Шатойского района (более 40 проявлений). Отмечено, что объемы обвально-осыпных масс на дорогах республики в основном варьировали в пределах от 100 м3 до 17,5 тыс. м3.
Наиболее крупный обвальный процесс (30,0 тыс. м[1] [2] [3]) зафиксирован 14 октября 2008 г. на автодороге «Г розный - Шатой» Шатойского района. Выявлены участки дорог, где обвально-осыпные проявления периодически наблюдались в разные годы. Протяженность участков автомобильных дорог республики, испытавших воздействие обвально-осыпных процессов, составила 1,452 км, из них: дороги с твердым покрытием — 0,546 км, дороги без покрытия — 0,906 км. Максимальная протяженность участков автомобильных дорог республики, испытавших воздействие обвально-осыпных процессов отмечалась в 2016 и 2017 гг. Анализ социально-экономических последствий произошедших обвально-осыпных активизаций, позволяет сделать вывод о довольно низкой степени их опасности для автомобильной сети республики.
Наиболее крупный обвальный процесс (30,0 тыс. м[1] [2] [3]) зафиксирован 14 октября 2008 г. на автодороге «Г розный - Шатой» Шатойского района. Выявлены участки дорог, где обвально-осыпные проявления периодически наблюдались в разные годы. Протяженность участков автомобильных дорог республики, испытавших воздействие обвально-осыпных процессов, составила 1,452 км, из них: дороги с твердым покрытием — 0,546 км, дороги без покрытия — 0,906 км. Максимальная протяженность участков автомобильных дорог республики, испытавших воздействие обвально-осыпных процессов отмечалась в 2016 и 2017 гг. Анализ социально-экономических последствий произошедших обвально-осыпных активизаций, позволяет сделать вывод о довольно низкой степени их опасности для автомобильной сети республики.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. РазумовРоссия
Виктор Владимирович Разумов — доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела стихийных явлений
д. 2, пр. Ленина, Нальчик, 360030
Н. Д. Богданова
Россия
Наталья Дмитриевна Богданова — инженер
д. 3, стр. 1, переулок Крапивенский, Москва, 127051
Н. В. Разумова
Россия
Наталья Викторовна Разумова — кандидат географических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
д. 53, Авиамоторная, Москва, 111250
А. А. Лиховид
Россия
Андрей Александрович Лиховид — доктор географических наук, профессор, декан медико-биологического факультета, первый проректор
Scopus ID: 57200209407
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
В. А. Шальнев
Россия
Виктор Александрович Шальнев — доктор географических наук, профессор кафедры физической географии и кадастра
Scopus ID: 57196120913
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Коломенский Н. В. Специальная инженерная геология. М.: Недра, 1969. 335 с.
2. Инженерная геология России. Т. 2. Инженерная геодинамика территории России (монография). Моск. гос. ун-т им. В. М. Ломоносова. Геол. фак. (под ред. В.Т. Трофимова, Э.В. Калинина). М.: Книжный дом «Университет», 2013. 816 с.
3. Щукин И. С. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии / под ред. А. И. Спиридонова. М.: Советская энциклопедия, 1980. 703 с.
4. Краткие справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, антропогенного и природного происхождения. Вып. 2. М., 1991. 108 с.
5. Разумов В. В., Аджиев А. Х., Разумова Н. В., Глушко А. Я., Шагин С. И., Кондратьева Н. В., Притворов А. П., Колычев А. Г., Шаповалов М. А. Опасные природные процессы Северного Кавказа / под ред. В. В. Разумова. М.: Феория, 2013. 320 с.
6. Разумов В. В., Залиханов М. Ч., Богданова Н. Д., Разумова Н. В. Оползневые и обвально-осыпные процессы на автомобильных дорогах Республики Ингушетия // Наука. Инновации. Технологии. 2023. № 1. С. 107–136.
7. Разумов В. В., Разумова Н. В. Обвально-осыпные процессы на территории Северного Кавказа // Геориск. 2013. №1. С. 44–52.
8. Справочник по инженерной геологии / под ред. М.В. Чуринова. М.: Недра, 1968. 172 с.
9. Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Чеченской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008–2018 годах». Грозный: Главное управление МЧС РФ по Чеченской Республике, 2009–2019.
10. Государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Чеченской Республики в 2012–2022 году. Грозный: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики, 2013–2023.
11. Информационные бюллетени о состоянии недр территории Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации за 2015–2022 гг. Вып. 12–18. Ессентуки: Гидроспецгеология, 2016–2023.
12. Кюль Е. В. Оценка подверженности территорий Республики Ингушетия и Чеченской Республики опасным природным процессам // Грозненский естественнонаучный бюллетень. 2020. Т. 5. № 2 (20). С. 30–41.
13. Головлев А. А. Геолого-геоморфологические особенности территории Горной Чечни // Самарская Лука. 2007. Т. 16. № 4 (22). С. 689–707.
14. Гакаев Р. А. Экзогенные процессы в ландшафтах высокогорий Чеченской Республики // Материалы II Кавказского экологического форума: Сборник материалов. Грозный, 28-30 октября 2015 года (ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет») / отв. редактор Х. Л.-А. Сайдаев. Грозный: Чеченский государственный университет, 2015. С. 50–53.
15. Головлев А. А. Природные условия и ресурсы Северного Кавказа и их экономико-географическая оценка (на примере Чеченской и Ингушской Республик) // Вестник Самарской государственной экономической академии. 1999. № 1. С. 130–141.
16. Информационные бюллетени о состоянии недр на территории Российской Федерации в 2004–2022 гг. Вып. 28–46. М.: ООО «Геоинформмарк», 2005–2023.
17. Информационные сводки о проявлениях экзогенных геологических процессов на территории Российской Федерации (по кварталам) за 2007–2022 гг. М.: Центр ГМСН ФГБУ «Гидроспецгеология», 2007–2022.
18. Информационные сводки о проявлениях экзогенных геологических процессов на территории Северо-Кавказского федерального округа (по кварталам) за 2013–2022 гг. Ессентуки: Гидроспецгеология, 2013–2022.
19. Информационные сводки о проявлениях экзогенных геологических процессов на территории Южного федерального округа (по кварталам) за 2006–2010 гг. Ессентуки: Гидроспецгеология, 2006–2010.
20. Информационные сводки о проявлениях экзогенных геологических процессов на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (по кварталам) за 2011–2012 гг. Ессентуки: Гидроспецгеология, 2011–2012.
Рецензия
Для цитирования:
Разумов В.В., Богданова Н.Д., Разумова Н.В., Лиховид А.А., Шальнев В.А. Автомобильные дороги Чеченской Республики под воздействием обвально-осыпных процессов. Наука. Инновации. Технологии. 2024;(3):111–138. https://doi.org/10.37493/2308-4758.2024.3.6
For citation:
Razumov V.V., Bogdanova N.D., Razumova N.V., Likhovid A.A., Shalnev V.A. Highways оf the chechen republic under the influence of rockslides аnd screes processes. Science. Innovations. Technologies. 2024;(3):111–138. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2308-4758.2024.3.6