Социомедийное геопространство студенческих городов Северного Кавказа
https://doi.org/10.37493/2308-4758.2025.3.3
Аннотация
В статье рассмотрено значение социальных медиа в формировании представлений современного общества о мире и в развитии городов. Описана важность городов в целом и студенческих в частности для организации пространства и социально-экономического благополучия государств. Проведен обзор литературных источников в области имажинальной географии, географических исследований, основанных на больших данных и полученных с применением современных технологий, а также описаны теоретические основы, связанные с изучением студенческих городов в России и за рубежом. Описана методика данного исследования. Составлен график, отражающий основные показатели студенческого города и предложена модель типологии студенческих городов. Выбраны города-ключи для подробного геоинформационного анализа социомедийного геопространства. Сформирована пространственно распределенная база данных сообщений о городах-ключах в социальных медиа. В будущем она может быть применена для геоинформационного обеспечения маркетинговых стратегий их развития. Выявлены характерные особенности территориальной структуры социомедийного геопространства студенческих городов Северного Кавказа на страновом, региональном и муниципальном уровнях. Определены общие черты и различия городов-ключей по ряду показателей: количество сообщений в социальных медиа о городе, аудитория, вовлеченность, СМ Индекс, доля публикаций за пределами региона, тональность и другие. Установлено, что фактор студенчества оказывает слишком малое влияние на репрезентацию городов в социальных медиа, особенно в случае с городом Минеральные Воды. Проведен сравнительный анализ показателей социомедийного геопространства за 2021 и 2025 годы. Выявлены основные факторы, повлиявшие на произошедшие изменения в структуре геопространства за 4 года.
Об авторах
Е. И. ВиноградоваРоссия
Екатерина Ивановна Виноградова – студентка 1 курса магистратуры направления «Картография и геоинформатика», Департамент географии и геоинформатики
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Т. А. Ткачева
Россия
Татьяна Александровна Ткачева – кандидат географических наук, доцент департамент географии и геоинформатики
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
И. П. Супрунчук
Россия
Илья Павлович Супрунчук – кандидат географических наук, доцент департамент географии и геоинформатики
Scopus ID: 57199507380
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Замятин Д. Н. Стратегии интерпретации историко-географических образов России. Отечественные записки. 2002. № 6. С. 105–198.
2. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. 331 с.
3. Колосов В. А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению. Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. 2008. № 1. С. 72–91.
4. Замятина Н. Ю. Когнитивные пространственные сочетания как предмет географических исследований. Известия РАН. Сер. геогр. 2002. № 5. С. 32–37.
5. Замятина Н. Ю. Использование образов мест в преподавании страноведения и градоведения. Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 1. М.: Институт наследия, 2004. С. 311–327.
6. Замятина Н. Ю, Белаш Е.Ю. Особенности географической репрезентации социокультурных регионов России в характеристиках субъектов РФ // СоцИс. 2006. № 9. С. 63–71.
7. Замятина Н. Ю. Яшунский А. Д. Миграции с Севера: социальные сети и ментальная «близость». Внеэкономические факторы пространственного развития. М.: Эслан. 2015. С. 147–173.
8. Замятина Н. Ю., Яшунский А. Д. Виртуальная география виртуального населения. Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 117–137. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.07
9. Вендина О. И. Москва – образ города, не похожий на портрет // География. 2000. № 43. С. 7–10.
10. Чихичин В. В. Географический анализ образов городов Ставропольского края: дисс… канд. геогр. наук: специальность 25.00.24 «Экономическая, социальная и политическая география». Ставрополь. 2006. 149 с.
11. Митин И. И. Методика комплексной культурно-географической характеристики территории: дисс… канд. геогр. наук: специальность 25.00.24 «Экономическая, социальная и политическая география». Москва. 2007. 221 с.
12. Грибок М. В. Анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью ГИС: дисс… канд. геогр. наук: специальность 25.00.24 «Экономическая, социальная и политическая география». Москва. 2009. 146 с.
13. Вольхин Д. А. Территориальная структура и трансформация имиджа Крыма (на основе изучения телевизионных средств массовой информации России и Украины): дисс… канд. геогр. наук: специальность 25.00.24 «Экономическая, социальная и политическая география». Симферополь. 2018. 125 с.
14. Kellerman A. The Internet as Second Action Space. London and New York: Routledge, 2014. 192 p. DOI: 10.4324/9781315765105
15. Kinsley S. The matter of «virtual» geographies» // Progress in Human Geography. 2013. Vol. 38(3). P. 50–89. DOI:10.1177/0309132513506270
16. Грибок М. В. О возможности использования данных о геолокациях фотографий в исследованиях туристической привлекательности придорожных ландшафтов (на примере Чуйского тракта) // ИнтерКарто/ИнтерГИС. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2018. Т. 24. Ч. 1. C. 588–595. DOI: 10.24057/2414-9179-2018-1-24-110-120.
17. Грибок М. В., Горбунова Т.Ю. Сервис Google Trends как источник данных для исследования ментальных связей между регионами России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5. № 3. С. 256–263.
18. Tikunov V.S., Belozerov V.S., Panin A.N., Antipov S.O. Geoinformation monitoring of key queries of search engines, and geotagging photos in the North-Caucasian segment of the tourist route «Great Silk Road» // Annals of GIS. V 24. 2018. Р. 1–6. DOI:10.1080/19475683.2020.1743355
19. Тикунов В. С., Белозёров В. С., Антипов С. О., Супрунчук И. П. Социальные медиа как инструмент анализа посещаемости туристических объектов (на примере Ставропольского края) // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2018. № 3. С. 89–95.
20. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136). С. 17–23.
21. Медушевский Н. А. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2016. № 3. С. 19–31.
22. Ave G. University Cities: A Strategic Resource of Small and Medium-Sized Cities in Europe. Cities as Multiple Landscapes. Frankfurt, New York, 2016. pp. 61–80.
23. Poelman H., Dijkstra L. Access to Universities in the EU: A Regional and Territorial Analysis. Regional Focus: Regional and Urban Policy. [Электронный ресурс]. URL: //https://ec.euro-pa.eu/regional_policy/sources/docgener/focus/2018_12_access_universities.pdf (дата обращения: 6.11.2024).
24. Катровский А.П. Территориальная организация высшей школы России. Смоленск: Ойкумена, 2003. 198 с.
25. Ткачева Т. А. Территориальная структура образа Северного Кавказа в социальных медиа (на примере регионов Северо-Кавказского федерального округа): дис. … канд. геогр. наук: специальность 1.6.13 «Экономическая, социальная и политическая география». Ставрополь, 2023. 195 с.
Рецензия
Для цитирования:
Виноградова Е.И., Ткачева Т.А., Супрунчук И.П. Социомедийное геопространство студенческих городов Северного Кавказа. Наука. Инновации. Технологии. 2025;(3):67-96. https://doi.org/10.37493/2308-4758.2025.3.3
For citation:
Vinogradova E.I., Tkacheva T.A., Suprunchuk I.P. Sociomedia geospace of student cities in the North Caucasus. Science. Innovations. Technologies. 2025;(3):67-96. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2308-4758.2025.3.3